Жити на зломі епох у 90-х, коли у суспільства фактично не було системи світогляду
О: Сьогодні ми зустрічаємося з неймовірною людиною, яку я знаю дуже давно
В: Мне очень приятно видеть тебя, очень! Действительно, нас связывает вообще целая череда лет. Можно сказать, десятилетия.
О: Так, це ціла епоха, історія. Один блогер говорить – Будьте легендарними. Так ось це саме ті часи, коли я приїхав у Дніпропетровськ у 1991 році, а ти у 1992 році. Мені було 17, а тобі 21 чи 22? І ми просто віджигали в Україні, ми їздили скрізь, такі драйви були. Їздили продавати книжки у Сибір, в Татарстан, по всій території тодішнього СНД.
В: Можно сказать, что мы были в тот период времени – времени перелома, когда одна система ушла, а новой системы еще не было, как и не было ни системы мировоззрения, ни экономики. Люди были в полной растерянности и прострации. Не имели ни малейшего понятия вообще о том, куда движется мир и, не говоря уже о том, куда движется общество.
А мы, на тот момент молодые ребята, подхватили духовные идеи Востока. И стали их двигать в обществе. Как мировоззрение, как культуру, как религию.
Одновременно с этим – я помню, что как для людей, так и для нас самих это было новое. И я вот сейчас уже с позиций времени, своего профессионализма, своей профессии, обращаюсь назад. Я понимаю, что это всё было в нас.
Потому что неимоверно – откуда мы знали то, чему нас никогда не учили наши родители, этого не было в школе, этого не было нигде, но мы знали. Когда книги попали к нам в руки, как будто мы уже знали, о чём эти книги. Это восточная, это древнеиндийская философия. Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам.
Мы были в тот период времени – времени перелома, когда одна система ушла, а новой системы еще не было, как и не было ни системы мировоззрения, ни экономики. Люди были в полной растерянности и прострации. Не имели ни малейшего понятия вообще о том, куда движется мир и, не говоря уже о том, куда движется общество.
– Віталій Овсянников, трансперсональний психолог
Відео інтерв’ю з Віталієм Овсянниковим від Олександра Радіча
Жити в Ашрамі як духовному оазисі посеред бурхливих 90-х, без матеріальних прив’язаностей
О. Я пам’ятаю, як приїхав до Дніпропетровського ашраму. Це було несподіване і кардинальне рішення для хлопця, що тільки поступив вчитися в один з найпрестижніших вузів країни та найскладніший тоді факультет – прикладна математика. Я прагнув досконалості що б там не було. Одним з факторів, чому саме в Дніпро, а не до Донецьку чи Харкова – мені сказали, що там є дві вбиральні, а при тому, що ми жили по 20-25 людей у кімнаті, то це була вагома перевага. В Києві тоді люди не могли нормально помитися, та з відра у лютий мороз омивалися на вулиці, бо мали бути чистими в храмі, це один з елементів садхани, жорсткої дисципліни. Так, потім тебе поставили головою храму.
Ти налаштував багато процедур з точки зору менеджменту. Так наприклад у нас книги майже не були обліковані та зберігалися у гаражі. А машину доводилося тримати на подвір’ї.
І нам не було де спати, тому що книги займали також частину кімнати біля алтарної. А ти ще ходив домовлятися з сусідами, коли настала черга розширятися, та потрібна була їхня письмова згода. А вони були проти всього, заперечували будь якій нашій діяльності. Та згодом поставили свою підпис.
Те, що людина змогла опублікувати в книзі, на папері, виходить з її глибинного досвіду
О: Ти допоміг мені тоді видати першу мою книгу – “Дніпропетровський ашрам”, у 2001 році. Далі я видав книгу по Etsy у 2017 році, а згодом, цього 2023 року – «Незламні продавці», про українських підприємців.
В: Ты говоришь очень важные вещи. Для меня лично. Я очень уважаю, очень ценю любой творческий труд. Насколько могу, готов поддерживать любые начинания у творческих людей.
Я не знаю откуда это у меня, но во мне это есть, поэтому мне было очень приятно, что ты написал первую книгу и твои дальнейшие книги.
Я хочу приехать в Киев, купить её у тебя и взять твой автограф. И горжусь, что в моем окружении есть люди, которые пишут книги, издают книги на разные темы.
Потому что всё, что человек излагает на бумагу, это идёт из его глубинного опыта. Это не просто он описывает то, что видит и то, что было в его жизни, а это уже как фоновое событие, то, что его побуждает достать и пробудить во внутренней глубинный опыт.
Я начал говорить, что мы – на тот момент молодые ребята, откуда у нас эти знания? Тебе 17, мне 21. Когда я познал, пришёл в Движения, мне тоже было лишь 19-20 лет. Я взял книгу в руки, я её ещё никогда не читал, но я почему-то прыгал до потолка, потому что я чувствовал, что в этой книге есть сугубо моё.
Від технікума в Севастополі до трансперсональної психотерапії
В: Зовут меня Виталий Овсянников, я сейчас занимаюсь глубинной психологией, глубинной психотерапией, трансперсональной психотерапией.
Мы говорим о временах, когда мы пришли в Международное Общество Сознания Кришны (ISKCON – International Society for Krishna Consciousness). Мы будем говорить открыто.
Вот мы пришли туда. Признаюсь честно, я ещё учился в радиотехническом техникуме. И после школы я посвящал этому все свободное время. Наш техникум находился в центре города в Симферополе в Крыму, там недалеко была областная библиотека.
И всё свободное время, пока другие гуляли, курили, я шёл в библиотеку, брал книги, меня интересовала философия. Не знаю, почему, но древняя индийская философия древняя китайская философия, я зачитывался даосскими трактатами.
Я их конспектировал, поэтому для меня главным вопросом был смысл жизни, и он исходил из того, что если жизнь конечна, какой у неё смысл? Просто интересно как это всё заканчивается?
Откуда судьба человека, откуда всё? Какой-то глубинный опыт стучался изнутри, поэтому я искал практики. И вот я встретил людей, всех, с кем я познакомился, всех, кто пришли в это Движение сознания Кришны.
Это люди, которые, как ты правильно сказал, стремились к совершенству жизни, стремились к тем практикам, которые открывают, распаковывают их потенциал. Мы чувствовали, что просто жить – этого недостаточно.
Жити не за течією, але керуватися високими цілями повного вдосконалення свого життя
Мы должны жить со смыслом, этот смысл должен быть очень высокий. И это было удивительное время, потому что вместе собрались молодые люди, молодые ребята, которые готовы были также жить.
Это все – не просто так. Вот когда 20-30 молодых людей, от 17 до 35 лет. Да, у нас также были ребята постарше. Нас объединяла идея совершенства. Наша жизнь была построена на том, что называлось Садхана, это практика с жесткой дисциплиной.
Мы вставали в 4 утра, или даже полчетвёртого, независимо от того, какая погода. У нас в Днепре, тогда Днепропетровске – были достаточно комфортные условия. У нас было 2 туалета и было 2 душа.
Я до этого немножко жил в Киевском ашраме, мы просто набирали ведро воды, причём на улице из крана зимой и мылись, потому что это входило в часть самой практики. Утреннее омовение и идёт снег. Вот и пацаны стоят, обмотавшись гамчхами (набедренная повязка, одновременно полотенце) моются холодной ледяной водой на улице.
Да и дальше – медитация. Дальше мистические практики, мы тогда многого не знали.
Тогда мы может многого не умели. Что-то уже пришло к нам сейчас, но само стремление и сама практика открыла, распаковала очень многое для каждого из нас.
Поэтому, то время было несказанно удивительным. И главное, что идея нести это дальше, нести это людям – ты просто идешь на улицу, встречаешься с незнакомыми людьми и говоришь: “Вот книги!” Это было удивительно. И мы распространяли, то есть продавали на улице – огромное количество книг. Огромное.
О: Так, я добре пам’ятаю наш гараж, та там замість Вітіної машини, що ми називали в честь птаха Вішну – Гаруди, замість машини там зберігалися книги. Та їх, до того як ти приїхав, хапали без всілякого обліку.
Ми також разом виїжджали на Дніпро в річку митися о 4 ранку, коли було дуже холодно. Ти запихував нас в мікроавтобус, та було дуже прохолодно. Юра наш пуджарі, Юра Горб, він так стрибав до душу прямо у спальнику, як біг в мішках, знаєш є таких вид спорту, так він стрибнув, та вдарився сильно лобом о косяк двері, потом ходив з перев’язаною головою. Була жорстка дисципліна. А книг завозили стільки, що не було де спати, та ми мали їх багато продавати, розповсюджувати, щоб було де кинути свій спальник. Це було свого роду армія, духовна армія, в найкращому її розумінні.
В: Да, потому что спали на полу. В спальниках это действительно армия в лучшем ее виде для нас была. Да и вот когда брали книги, я помню, мы летели куда-то, мы летели – по-моему, мы летели в Анадырь.
У нас было больше тонны книг, которые надо было перевести. Вот это и есть огромное приключение, то есть на Чукотку, потом дальше куда там – по Колыме? Потом возвращение в Киев, в общем, целая эпопея была там, это была приключенческая жизнь.
Встреча с совершенно разными людьми, общение с этими людьми, столкновения с милицией, с кем только не было, с бандитами, рэкетом.
Мы распространяли книги на каком-то рынке, это было в Якутской области, и подъехали бандиты, которые собирали дань с этого рынка. И когда мы им объяснили кто мы, что мы несём, что за книги, какие-то моменты рассказали этим ребятам, один взял вот такую вот стопку этих книг, заплатил деньги, пошёл, потом остановился и говорит “Пацаны, я не понял, вообще, что вы со мной сделали, я же вам деньги отдал, а мне так классно стало от этого! Никогда такого не делаю, только забираю деньги, а тут я их отдал вам!”
Потому что действительно – за эти деньги мы храмы строили, и благотворительностью занимались, кормили тысячи людей. Помню, у нас по 300 человек в день, приходило в нашу столовую, где мы их кормили бесплатными обедами.
О: Ти розповідаєш ці історії, та я згадую багато історій, як в Дніпропетровську була перша виїзна сибірська група, в якій я приймав участь. Це був квітень 1992 року, та ми виїзжали в Нижневартівськ, потім ми це завітали до Сургута та Питьяха, можете перевірити на мапі, що це в біса за місця. Десь на глибокому півночі. Були дві поїздки, з Кашишварою, з Шиварудрою. У нас було півтонни книг, це був розрив шаблонів, я це пам’ятаю. В Нижневартовську ми стоїмо зі столиками з книгами десь на площі, а там кидаються бутилками, хтось стріляє, дивні люди, там щось таке відбувається.
Ми декілька разів проїжджали Чечнею, та нас затримали з книгами в Гудермесі. Згодом відпустили. Дикі люди. Посадили нас на потяг Махачкала – Астрахань, це було у 1993 році. Постійно стрілянина. Бородаті люди з автоматами заходять до вагонів і вибірково грабують пасажирів, відбирають що їм впало в око. Це початок дев’яностих. Не було ніяких правил.
Кудись ми їдемо в Сибір. Ось в Нижневартовську. В місті книги не беруть, бо тут вже хтось був. Там пройшовся хтось з Києва, Камсаха з Київського ашраму. І треба їхати кудись за межі. Ми з Кашішварою беремо автобус, просто знаходимо точку на мапі, дивимося розпис руху автобусів, 2 години їдемо. І там абсолютна целіна, нічого туди не літає, доріг майже немає, ліс, тайга. І ось на горизонті якісь будинки за лісом, стоїть завод, йде дим. Може якісь люди там живуть. Може ми можемо продати їм книги.
У нас в рюкзаках десь по 15-20 кг книг. Ми йдемо і ледве-ледве можемо дійти. Ми йдемо і ми говоримо один іншому, що якщо ми їх не продамо, ми не повернемося, ми не зможемо.
У нас не вистачало навіть грошей на готель, на квиток назад. Ми приїжджали в Сибір, у нас не було грошей, ну максимум на два дні, гроші на їжу. Ми іноді їли просто якесь там зерно, пшонку на воді, і в нас протікала ось ця каструлька з польової кухні, з електронними комфорками їздили, це повний треш, але ми були щасливі. Ми були дуже рішучі і ми знали, що ми все зможемо.
В: Да. Да это удивительно, и это оставило очень глубокий отпечаток. Вообще на мировоззрение на общий подход такой, как мы сейчас сформировали подход к жизни. Поэтому это полезно было, очень ценное время.
Психотерапевтичне пояснення, чому люди відчувають неврози
О: Давай я тобі буду ставити питання, щоб ми структурували нашу бесіду. Я тобі дам декілька питань. По-перше – можеш мені розповісти про те, чому ти навчаєш? Які люди приходять до тебе і як ти їх змінюєш? Що саме ти їм розповідаєш? Яка у тебе програма?
В: Сейчас моя основная деятельность – практикующий психотерапевт, это раз, но не просто на классической психологии. Я больше опираюсь на Юнговскую психологию, на глубинную психологию и вообще передаю весь свой опыт, медитации и йоги.
Мы много путешествовали, мы с тобой ездили в Индию несколько раз, это подтолкнуло меня к исследованию бессознательного и подсознания. Более глубинных, скрытых структур нашего сознания. Я стал понимать, что всё скрыто у нас здесь, у нас в голове.
Что то, что мы знаем о себе, это лишь очень маленькая часть. И в основном неврозы у людей из-за того, что они не могут познать себя, они не могут достать свой опыт. Потому что существует некий глубинный опыт, опыт души своей, и я помогаю людям его раскрыть.
То есть мы изучаем и исцеляемся от различных травм, которые блокируют сознание, также от комплексов. Это при индивидуальной работе.
Также есть групповая работа. Я веду такую школу, где обучаю людей работать самостоятельно с собой. Вот сейчас идут занятия.
Я обучаю людей энергетическим практикам. Поскольку вообще мы живём в таком непростом мире. Мир сейчас очень непростой. И каждому человеку необходим внутренний энергетический стержень.
Это и смыслы, которые он проживает, но и одновременно с этим надо поднять свою энергетику, то есть держать её в тонусе. Вот что тогда мы делали.
Важливість смислів та ідей
Мы испытывали высокий энергетический подъём за счёт идеи, за счёт смыслов и за счёт практики. Сейчас я даю адаптированные практики людям, когда они могут, включая своё тело, благодаря их медитативным способностям развивать способность смотреть в себя, визуализировать, открывать себя, работать со своим эфирным телом. Будем говорить так, и это помогает людям. Это даёт им новое состояние жизни.
У каждого человека есть внутренняя ось, сознание. Только внутренняя ось и сознание не рассеивается где то, а человек вот держит эту ось. Ещё как-то очень давно читая Евангелие, я заметил, что когда описывают Иисуса, я потом не нашёл этого нигде, но вот почему-то тогда моё сознание уловило, что он всегда держал какую-то внутреннюю ось. Когда он проповедовал, чтобы ему не говорили, как бы на него не нападали, вот была эта ось. И я даю практики, которые позволяют людям иметь свой стержень тату, внутреннюю энергетическую ось.
И все дают практики, которые позволяют людям иметь свой стержень, внутреннюю энергетическую ось в любых ситуациях. Люди пишут очень интересные отзывы, то что у них сейчас происходит. На вчерашнем занятии они рассказывали разные жизни ситуации – их убивают, они возвращаются в эту точку, доминанту своего я. Это такая вот у меня основная работа. Мы заходим с разных тем, потому что в последнее время мой опыт вырос. Помимо того, что мы тогда занимались больше индийским направлением, сейчас я стал изучать мистический суфизм. У меня появились учителя. У них нет особо учителей, у них мастера которые передают свой опыт, они просто делают передачи. И если опыт есть, он начинает распаковываться. Он есть, и я получил очень интересный опыт своей жизни, совершенно новый опыт, который сейчас применяю.
Книги, що подарував би
О: Давай тоді я запитаю. Якби ти захотів допомогти якійсь людині, то які б ти вибрав 1-3 книги для подарунка їй?
В: Знаешь, я всегда смотрю на человека, потому что у каждого человека есть очень важный запрос именно в этот момент.
О: Ну а ось наприклад – мені?
В: Тебе? Я думаю, что тебе был бы очень интересен автор Дарио Салас. Какое-то время назад его книги перевернули мое мировоззрение. Мораль 21 века. Я посмотрел на мир, на то, что представляет наша цивилизация совсем по-другому. Еще бы я тебе подарил бы книгу Ицхака Адизеса.
О: Так, маю одну з його книг. Мені її подаруй один мій друг 15 років тому. Я почав її читати, але вона мені не зайшла одразу. Я пам’ятаю, що вона про корпорації, про керівництво корпораціями. І я не став її читати.
В: У него есть вот начальная книга, это же базовая книга. Идеальный руководитель, почему не?
О: Так. Це вона.
В: Когда я читал эту книгу, я плакал, честно скажу. Ну, где ты был 10 лет назад? Я бы не совершил столько ошибок в своей жизни, столько много у меня было связано с управлением. Я вообще кардинально пересмотрел свой подход именно к управлению, к менеджменту. Во-первых, он дает методологию, он дает мировоззрение. Он не просто что-то рассказывает, как, он даёт возможность каждому человеку. Вот как он, что мы, каждый из нас является руководителем своей жизни, мы управляем своей жизнью, и только от нас зависит то, как мы будем управлять. А наше управление методология исходит из нашей индивидуальности. И в целом он дал 4 типа людей, он дал 4 формулы. Как алгоритмы управления, исходя из этой индивидуальности каждого человека.
И я даже проводил тренинги по этим книгам. Потому что я просто зачитывался, я заслушивался его книгами, для меня это было очень ценно. Бывают книги, которые являются ключом к тому опыту и знанию, которые есть у нас. И вот как раз вот эти вот 2 книги они стали такими вот ключами.
О: А як називається перша книга?
В: Мораль 21 го века. Дарио Салас Соммэр, это чилийский писатель. В целом у него достаточно много интересных книг.
О: Я поставлю тобі наступне запитання. Яка покупка за останні 6 місяців якось вплинула на твоє життя? Я не маю на увазі великі покупки. Які події за цей час змусили тебе щось змінити чи покращити?
В: Я недавно купил и прошел курс по юнгианской архитипической психологии. Это все было мне знакомо, но мне было интересно лично во всем этом поучаствовать. Я всегда предпочитаю вкладывать деньги в себя, в свое образование. Да, купить кроссовки, купить свитера, джинсы, это классно, мне нравится. Но вложить в себя, купить то, что будет приносить мне, вот для меня самое ценное.
Поразки, що ставали перемогами
О: Так, це просто класно. Ти просто перебуваєш на моїй хвилі. А скажи, чи були у твоєму житті поразки, які потім ти сприймав як перемоги?
В: Знаешь, это вообще стало каким-то моим определённым пониманием жизни, очень глубоким. У меня было достаточно много поражений в жизни. Взять хотя бы уход с нашей любимой организации кришны. Я чувствовал, что это поражение для меня, уход оттуда в самостоятельную жизнь, уход из организации, уход из системы, уход с руководящих позиций. Но потом я понял, что во-первых я стал абсолютно свободным, но в то же самое время это свобода равна ответственности. Я беру, хотя нёс ответственность за очень многих людей, но теперь я беру ответственность, на каком-то более высоком уровне для себя и беру за себя. И это что-то большее, чем было и это новый этап в жизни.
И потом в моей жизни было достаточно много моментов, когда я считал, что потерял. Недавно я задумался о том, что нас создают окружающие люди, наши отношения с другими людьми. В нашей жизни есть люди, которым мы не придаём особого значения. Точнее, не придаем значения того потенциала, который есть в этих людях. У меня был друг, мы дружили с ним много лет. Он был старше меня намного, это был уже взрослый человек. Мне было с ним очень интересно. И почему-то ему было интересно со мной. Последние несколько лет, это были последние годы его жизни, я вообще был очень близок с ними, помогал ему, я вёл его дела, так как он болел, то есть потом он ушёл из жизни. И вот он, например, смотрел новости и потом начинал их комментировать. И он говорил совершенно другое, отличное от того, что было в новостях. Я говорю, подожди, так этого не говорили, а он меня отвечал; «Ты должен слушать не то, что тебе говорят, а то, что тебе не договаривают».
И когда я ему задавал какие-то вопросы о происходящих в мире событиях, он говорил так: «Объясняю как для слабоумных». Днем приходили мои друзья, я приводил своих друзей, все они были в восторге от этого человека. Он был очень оригинален во всём. И уже под конец его жизни я узнаю, что он магистр розенкрейцеров у нас в Украине.
О: Можете розповісти, хто такі розенкрейцери?
В: Это франкмасонская ложа. Франко-масоны. Как-то у него в доме на несколько дней появилась книга, я держал её в руках старославянская. 16 или 14 века он сказал, что такие книги только две во всём мире. Одна находится у магистра англо масонской ложи, а эта едет во Францию, она ехала через него. Она как-то появилась утром. И потом одним утром она исчезла. Кто-то приехал и её забрал. Когда я открыл эту книгу, я даже не мог прочитать, что в ней написано. Старославянский язык, но там что-то было закодировано определённые знания.
Я был близко с таким человеком, и я единственное о чём я жалею, что я не смог больше взять от этого человека в отношениях, в общении с ним. Я не могу сказать, что это поражение для меня в моей жизни. Потому что, в принципе, я сам отказался идти дальше в этой системе.
Возможно, что что-то могло быть больше. Но, я думаю, что то, что нам предназначено, оно всегда находит нас и тот опыт, те знания, которые пришли ко мне сейчас, в последнее время, они сполна компенсируют любые масонские знания.
О: Так, дякую. Це чудова історія. У нас залишилося багато друзів там, у Дніпропетровську, Нижньому Новгороді, в інших містах України. Після відходу звідти, ми вже не змогли повною мірою дотримуватись тих правил, принципів того життя, тих взаємин і необхідно було створювати себе заново. І це було дуже цінно.
Поради для людства на великому бігборді
Наступне питання. Що б ви написали на такому великому біг-борті розміром у 2 км? Може це якась цитата, може якийсь посил для людей?
В: Я бы сделал вот такой посыл. Все трудности в своей бытовой жизни, пусть это будет уборка квартиры, приготовление еды, мытье посуды, собирание игрушек за своими детьми, которые здоровы и весело играют, все это нужно воспринимать не как какие-то трудности, а как самое ценное в жизни. Потому что в жизни ценно все! Вот такую, идею бы я хотел бы донести до людей.
О: Наступне питання. Які в тебе є звички, які, можливо, ти вважаєш абсурдними? Для мене, наприклад, зараз у звичку увійшло займатися спортом. Я постійно читаю книжки. До речі, в Японії вважається, що кожна успішна людина має щоранку мити унітаз.
В: Нет, ничего такого абсурдного в моей жизни нет. Но, я обязательно подумаю над этим. И, может быть, после этой передачи, заведу себе какую-нибудь абсурдную привычку. Я очень люблю просто готовить для семьи. И моя жена от этого просто в восторге, что в ее жизни появился мужчина, который помимо всего прочего, просто берет и готовит для семьи.
О: Я також дуже люблю готувати. Я маю кулінарні книги. Я там беру рецепти та із задоволенням готую. Наступне питання. Які б ти дав поради для молодої людини 19 років, яка зараз навчається в коледжі і ось-ось вступить у доросле життя, почне працювати самостійно?
В: Для молодого человека я бы дал такой совет – первое, пусть он не боится ошибаться. Не боится совершать ошибки. Успех человека в жизни определяется его опытом. Опыт определяется действиями и ни одни действия не бывают безошибочными. Без поражений нет побед. Второе- это не следовать общепринятым шаблонам социального успеха, идти от самого себя. Я встречаю много людей, которые прожили жизнь и внешне были очень успешны. Но они глубоко внутри разочарованы, потому что они предали самих себя ради внешнего, ради вот этого шаблона.
О: Я дивлюся на Нетфліксі документальні фільми про біографію знаменитих людей. Нещодавно дивився про Шварценеггера, Сталлоне, Бекхема. І кожний серіал мені дуже сподобався. Ось Сталлоне приїхав до Америки, він не мав грошей на оренду, але він дуже хотів стати актором. Він постійно щось писав, якісь сценарії. Я навіть чув, що він свого улюбленого собаку віддав під заставу 1000 доларів, щоб заплатити за оренду. Він написав сценарій Роккі. Йому запропонували 150 тисяч доларів за цей сценарій. Він відповів, що для нього головне, щоб він відіграв головну роль. Але йому відмовили. І потім він сказав, що якби він тоді погодився на ці 150 000 доларів, то я б зрадив себе на все життя. У дитинстві його батько сильно бив, принижував, був дуже деспотичним щодо дитини. Але вже перед смертю Сталлоне прийшов до свого батька, вони обійнялися, поцілувалися і батько тоді йому сказав: «Знаєш син найголовніше в житті бути рідними». На що він йому відповів: “Дуже шкода, що ти це зрозумів наприкінці життя”.
В: Да. Что ценное в нем, это отсутствие обиды на своего отца. Это то, что вообще блокирует жизненную энергию людей. Это обиды, обиды на родителей. Родители дают нам то, что они могут дать, не больше и не меньше. Это так заложено вообще творением, Вселенной, природой, как угодно. И вот родители порой выступают для нас, учителями. И очень часто бывает, когда люди обижены на своих родителей я их спрашиваю, а чему вы могли бы научиться? И, казалось бы, из негативного поведения родителей, негативного отношения к своим детям, человек вынимает огромный потенциал и по итогу плачет и говорит, я очень благодарен своему отцу, или своей маме за то, что она со мной так вот обращалась, но я понял ценность другого. Это вот не человечность это то, что я никогда не буду делать. И когда человек начинает благодарить своих родителей, просто за дар жизни, за то, кем он стал в этот момент самое важное, кем мы стали в этот момент, в этот момент жизнь. Вот сейчас, как мы с тобой разговариваем, важно не то, кем мы были, кем мы будем, вот кто мы есть и сейчас в этом моменте.
О: Клас. Клас. Про вдячність зараз говорять усі. Це перше, що потрібно робити. Писати у своєму щоденнику. А найголовніше дякувати людям, а особливо своїм батькам.
В: Я хочу сказать, что вот истинная благодарность приходит с кровью. Есть одна книга, если достать ее сейчас из шкафа и открыть на любой странице, она будет вся подчеркнутая. Эта книга, в которой каждое предложение как афоризм, его можно брать как цитату. Это «Цитадель» Эксзюпери.
О: Це просто неймовірно те, що ти сказав. Ми з тобою спілкувалися років 6 тому, і тоді ти мені говорив про цю книгу. У мене завжди була думка, що треба прочитати цю книгу. Обов’язково постараюся прочитати її.
В: Все что человеку удалось через его личные усилия, вот это имеет ценность. Вот из этого выходит благодарность.
О: Клас. Я зараз дуже часто чую від західних блогерів, психологів про те, що якщо молодим людям легко дістається багатство, чи то спадщина, чи якийсь легкий заробіток, то вони це не цінують. І втративши своє матеріальне благополуччя, вони швидко ламаються. А ось люди, які своїм потом і кров’ю досягли всього, що мають, вони й багаті, та успішні, та щасливі. І вони не мають шансу закінчити своє життя самогубством. Такі люди будуть набагато щасливішими.
В: Да. Как пишет Экзюпери в Цитадели, важно, чтобы ты состоялся, важно чтобы ты сбылся. Этого можно достичь только через самого себя, через свои усилия.
О: Є ще кілька питань, які я хотів би поставити тобі. Які погані рекомендації у твоїй сфері діяльності? Про них кажуть, що це дуже добре, а чи насправді ні?
В: Ну, учитывая то, что я не особо общаюсь с таким психологическим сообществом, то есть у меня достаточно ограниченный круг специалистов, с которыми я общаюсь, вот это да, это специалисты достаточно высокого уровня и там плохих советов нет. Точнее я скажу так, там вообще никто ничего не советует. Хотя психология считается профессией советчиков, то есть люди идут за советом. Но особенность моей методики в психологии такая – я не даю советов, человек сам открывает совет, это понимание, это инсайт у себя. Поэтому я считаю, что самый плохой совет это давать советы. Вот это считаю, что самый плохой, самый неблагодарный совет это давать советы. Потому, что, прежде всего, мы должны привести человека к ответственности за свое собственное решение. Это самое важное. Поэтому «сделай за кого то», «помоги кому то» это самый плохой совет.
О: Скажи, будь ласка, за останні роки чому ти навчився говорити “ні”, чому ти кажеш “ні” більше, ніж раніше?
В: Проведя долгое время в религиозной системе и выйдя из нее, нам пришлось, мне пришлось научиться говорить нет всему. Всему буквально. И сейчас меня окружают такие люди, которым мне не надо говорить «нет». Потому что они так ведут себя, все остальные отпали.
О: Так, зрозуміло, зараз ти перебуваєш у такому оточенні, де немає потреби говорити «ні». А ось дай відповідь на таке запитання: «Що ти робиш, коли тобі потрібно сфокусуватися на вирішенні важливої проблеми?»
В: Я обычно пользуюсь многими методиками для того, чтобы вернуть себя вот сфокусированное ресурсное состояние. Во-первых, я знаю, что нужно двигаться, нужно быть на свежем воздухе, какое-то время. Поскольку мне приходится много работать с людьми, мне необходимо пространство. У меня есть такое, даже своё личное пространство, куда я могу уехать. Это далеко, я буду ехать два часа. Я могу позволить себе день, два находиться в полном одиночестве. Полном. Это если брать Так вот глобально, когда нужно собрать себя, что-то переосмыслить. То есть я позволяю себе несколько дней находиться в уединении. Это не просто, что я там смотрю телевизор, я вообще его не смотрю, это время, которое я посвящаю практикам. У меня есть своя практика, которую я делаю и которой я обучаю. Я собрал ее из суфийских методик и также йогических. Она занимает немного времени, но благодаря ей я чувствую собранность и фокусировку. Она меня собирает воедино. У каждого есть триггеры, которые выводят нас из равновесия, все мы люди. И вот эта методика позволяет мне это преодолеть. Мы считаем, что у каждого человека должна быть своя практика, которой он следует, которая поднимает его энергетический тонус.
О: Класно. Ми з тобою вже годину в ефірі. Давай підіб’ємо підсумки нашої бесіди. Я сподіваюся, що ми з тобою зможемо ще зустрітися через кілька тижнів або місяць. Мені дуже цікава ця тема. Я ось думаю, чому ми раніше так не робили, чому не зустрічалися з тобою, не розмовляли. Мені здається, то про що ми говоримо, це дуже важливо. І я сподіваюся, що ми зможемо донести ці ідеї до людей. Ці ідеї пройшли через тебе, через призму свого досвіду, через призму твоїх років. Ти людина, яка була на керівних посадах, у релігійній організації. Це дуже рідкісне поєднання. Ти багато мандрував, спілкувався з неймовірною кількістю людей. У тебе дуже великий життєвий досвід, ти пережив багато неприємностей і з соціального життя, і в особистому. У кожному твоїм слові відчувається така життєва мудрість.
Три побажання
О: І ось наприкінці нашої бесіди, я хотів би, щоб ти висловив три побажання, три поради для людей, які живуть у такій ситуації зараз в Україні.
В: Первое – это ничего не бояться. Просто вот решить для себя – я ничего не боюсь. Второе – я бы так сказал, не быть падлой. Вот не делать никому ничего против других людей. И третье, во всей этой мишуре, которая происходит сейчас, надо понимать, что всё происходящее имеет более высокую более скрытую от нас реальность. Поэтому оставаться в нейтральности. В равностности ко всему, сохраняя свое человеческое, самое важное сейчас. Потому что всё когда-то заканчивается. Вот эта вот книга Мораль 21 века как раз показывает, что нами просто манипулируют, и вот просто не поддаваться манипуляциям.
О: Хорошо. Это матрица внутреннего. Это отношение к людям не по шаблонам.
В: Мы с вами прежде всего люди. И это самое важное. Самое важное относиться по человечески ко всему.
О: Я очень признателен тебе за такие советы, пожелания. Я сейчас испытываю такое воодушевление.
В: И я очень, очень, очень признателен тебе за эту нашу беседу вообще просто очень счастлив тебя видеть очень рад.
О: Взаимно.
В: До встречи.