
Гулабджамуны — волшебная восточная сладость
Давно хотел я приготовить эту восхитительную восточную сладость, но все было как-то недосуг. То не хватало каких-то специй, то в наличии не было важнейшего ингредиента для замеса теста — сухого молочного порошка.
Но решимость всерьез восстановить мои былые навыки по ведической кулинарии подвигла меня на более настойчивые поиски всех нужных компонентов. В «Новусе» в отделе детского питания, где полки уставлены какими-то дорогущими детскими смесями по 150-200 грн. я обнаружил пакетик с сухим молочным порошком — 500 г, стоимость — 28 грн.
И, конечно, шафран. Тут я открыл для себя прекрасную йога-студию с аюрведическим магазинчиком в самом центре Киева. Заехал туда после работы — и глаза разбежались. У них очень удобное расположение на пересечении улиц Дмитриевская и Павловская, неподалеку от старого ИСККОНовского храма (раньше это была улица Менжинского, 21-в). Само кафе-магазин-студия находится на ул. Дмитриевской, 39.
Уютное помещение, огромный выбор специю, аюрведических трав и смесей и благовоний, также книги и всякое-разное. Я смог приобрести не только шафран, но и мускатный орех, тертые шамбалу и паприку, тимьян, и другие специи. Не устоял и перед пачкой благовоний, а для полного комплекта захватил и полукилограммовый пакетик с нутовой мукой.
Гулабы, которые когда-то были известны мне как «пули ИСККОН» — стояли, говорят, в нью-йоркском храме в кувшине на выходе, и каждый прихожанин или случайный гость мог зачерпнуть оттуда несколько божественно вкусных шариков. Многие не могли устоять перед соблазном пробовать их снова и снова, и становились регулярными посетителями храмовых программ.
Мой первый опыт приготовления их относится к 18-летнему возрасту, когда я, неопытным юнец с горящими глазами, жил в днепропетровском ашраме, и в гости к нам пожаловала московская группа санкиртаны во главе с удивительным Таподивьямом, который не только продавал больше всех духовных книг на улице, но и прекрасно справлялся на кухне. И помогал им тогда на кухне, наряду с Вишнугадой и Дарукой, катать шарики, обжаривать их во фритюре и кидать в огромный бидон.
Еще один хорошо запомнившийся эпизод — во время празднования Ратха-Ятры, когда наши бравые повара во главе с Дхира Грахи (привет ему в Торонто) и Шиварудрой приготовили не менее трех тысяч гулабджамунов в огромных залитых сиропом 50-литровых бидонах. А потом Вибхути раздавал их всем желающим с колесницы Джаганнатхи.
Вот такие у меня воспоминания, связанные с этим блюдом. Бывая в Москве, я часто заходил в ведические кафе, на «Динамо», на Тверской и в храме. Там можно было полакомиться отличными наполненными сиропом гулабджамунами с трогательными вмятинами.
Теперь собственно о приготовлении. Мы запускаем параллельно два процесса. В одной большой кастрюле у нас варится сироп, это поллитра воды, два стакана сахара, розовое варенье, привезенное из Болгарии, выдавленные поллимона, специи — кардамон.
В отдельной посуде греем подсолнечное масло за жарки во фритюре, на медленном огне. Я использовал литр масла, чтобы шарики могли полностью погружаться.
Тесто — высыпаем стакан сухого молока и четверть стакана муки, добавляем половину чайной ложки соды, три столовые ложки топленого масла и немного молока, достаточно для того, чтобы, постоянно помешивая руками, довести консистенцию до однородной массы без трещинок. Потом смазываем руки подсолнечным маслом, чтобы во время раскатки шариков у нас тесто не прилипало к рукам. Шарики катаем размером с грецкий орех. У меня получилось 20 шариков.
Теперь нужно забрасывать эти шарики в горячее масло. Важно, чтобы огонь был не слишком сильный, иначе шарики быстро покроются темно-коричневой коркой и не смогут хорошо пропечься внутри. Я думаю, что мой огонь был все-таки великоват, потому что шары стали коричневатыми на вторую-третью минуту. Суммарно они провели в масле около 20-25 минут, поджариваясь по очереди то с одной, то с другой стороны. Если они не переворачивались, я помогал им ложкой. Когда они уже все отлично подрумянились и приобрели коричневый оттенок по всей поверхности, я вынул один из них, надавил ложкой. Он прогнулся с легкостью, спружинил, распрямился. Готов. Размеры шаров увеличились процентов на 30, это следует иметь ввиду, выкладывая их во фритюре. У меня была средняя кастрюля, которая как раз вместила полностью весь набор из 20 гулабов.
После такой обжарки они выглядят сухими. Теперь самое время забросить их в сироп, который на маленьком огне соседней комфорки кипит себя еле-еле все это время. Мы забрасываем туда все шарики, и оставляем на какое-то время.
Первый гулабджамун я попробовал примерно через час его отмокания в сиропе. Был хорош, но слегка суховат. Самый сок они получают где-то к утру следующего дня, полностью насыщаясь сиропом и обретая то непередаваемое вкусовое, обонятельное и тактильное ощущение, которое при правильном приготовлении не оставит никого равнодушным!
Приятного аппетита, дорогой мой читатель! Готовь вместе со мной! Будь смелым и предприимчивым, и о твоем умении будут ходить легенды, пусть и в узких кругах твоих приятелей и друзей!