Пиццерия «Джордано» и пляж
Я собирался написать о городе в то время, когда находился там, и с одной стороны это было правильно — описывать атмосферу, в которой ты находишься, видишь, чувствуешь каждый день. С другой стороны, взгляд назад, извне окружения, постфактум, позволяет добавить в это повествования некоторый объем, объективность стороннего взгляда, пусть и условно.
Моя поездка длилась две недели, и может показаться, что это слишком большой срок для человека, путешествующего в одиночку, что дескать уже все может поднадоесть и опостылеть. У меня другое мнение. По-моему, за неделю и даже за десять дней ты попросту не успеешь прочувствовать, понять город, его жизнь и ритм и пульс. Каждая поездка — это своего рода мини-приключение с отрывом от производства, небольшая эволюция эмоций, при которой ты наслаждаешься одними ощущениями в первые дни, другими в середине периода, и совершенно новыми — в его заключение.
Многие из туристов ищут удовольствие в алкоголе, это самое глупое развлечение, которое в примитивном выражении заканчивается плачевно. Кто-то ездит на экскурсии, чтобы увидеть больше, больше пережить и рассказать друзьям и родным. Для меня же одного Созополя вполне достаточно для полноты отпускного опыта. Здесь много чем можно наслаждаться, наблюдать и переживать в своем внутреннем мире.
Сначала несколько слов о местах. Несмотря на то, что городок совсем мал — 5000 официального населения (летом его заполняют более 70 000 туристов), в нем немало совершенно разных мест.
Вот несколько из них.
1. Пляж Хармани. Здесь я провел, пожалуй, больше времени, чем где бы то ни было еще. Это длиннющий пляж (думаю немногим менее километра), начинающийся у мыса (улица Одеса) и простирающийся вдоль улицы дискотек (так я ее называю) Ропотамо до нового селения Буджака. Здесь относительно чистая вода (иногда к берегу прибиваются водоросли), благоустроенный пляж, которые регулярно убирают специальными машинками, много чадъров (зонтиков), которые стоят 5 левов в день (вип-варианты со столиком и шезлонгами — 20 левов), три или четыре поста с пляжными спасателями, которые прямо тут же загорают в ярко-красных трусах (на постах написано по-болгарски: «Место для секса. Зайди — и увидишь.» — Болгарский юмор). Когда висит зеленый флаг — работы для загорелых крепышей (часть из них не миновала участь пивной надбавки в области живота большинства современных мужчин) почти нету, и они мирно посиживают, время от времени затаскивая в воду и затаскивая обратно катамараны и собирая мзду с туристов. Когда же висит желтый флаг, они важно ходят по берегу и посвистывают в свисток. Красный флаг (большие волны) — и спасатели бегают вдоль всего берега и пугают неосторожных простаков на матрасах и чересчур непоседливых детишек, отплывающих от берега больше, чем на 10 метров, пронзительным свистом.
Большая часть территории пляжа — охраняемая и поскрыта вкопанными металлическими платными зонтами. Где их нет — пожалуйста, ставь свой бесплатно и загорай, сколько влезет. Народ покрывает всю песочную сушу на расстоянии до двадцати метров от моря с такой плотностью, чтобы протискиваясь между расстеленных полотенец и матрасов не задевать пятками лица отдыхающих. Чтобы выкроить себе два-три метра свободы вокруг и не стряхивать с себя песок от пробегающих туда-сюда детей, можно отойти на неохраняемый пляж, который плавно переходит в нудистский, где пожилые господа и дамы проводят время в единении с природой и своим видом отпугивают некоторый процент населения.
Несколько слов о предпринимательстве на пляже. Главные виды — это продажа буликов («Гебреци, моля!») и кукурузы («Царррррревица, моля!» или «Гаррррячий млечный кукуруз пажалуста!»). Носят их все те крепыши в красных спасательных шортах. Эта незамысловатая болгарская национальная пища не вызывает у меня большого энтузиазма. Также несколько дней подряд был замечен фотограф с простеньким Никоном, которого сопровождал напарник, одетый сначала каким-то чудищем, потом Шреком.
2. Центральный пляж.
Эта уютная бухта расположена между Старым и Новым городом. С протяженностью 300-400 метров, мягким чистым песком, мелководьем и хорошей инфраструктурой (зонтики-батуты-катамараны-атракционы-бильярд-рестораны-кафе-сувениры-фонтан) это идеальное место для ленивого семейного отдыха. Частая проблема этого пляжа — большое количество зеленых водорослей, пригнанных волнами. Также временами могут нахлынуть медузы, правда, в умеренных количествах.
3. Центральный парк.
Очень приятное место для вечерней прогулки. Милый фонтанчик, меняющий узор потока воды, множество лавочек, небольшой детский уголок с атракционами, в частности, где ребенок болтается на двух резинках между столбиков, и дюжий работник на батуте, словно из рогатки, запускает визжащее дитя в небеса, а все проходящие туристы стоят обомлевшие неподалеку и записывают видео на свои телефоны. Как-то видел подобное в Киеве, так там дети боялись вылетать и не на такую высоту.
4. Стадион и школа.
Раньше мы играли в футбол по вечерам на стадионе. Сейчас его привели в чувство, посадили красивый газон, поливают и и лелеют, так что вход для обычных смертных туда заказан. Там не разрешают тренироваться даже местной футбольной команде, проводят только официальные и товарищеские матчи с командами других городов.
В школе Кирилла и Мефодия же жизнь вечером кипит. Здесь «на училище» (читается училиште) на асфальте расположены две минифутбольные площадки и четыре баскетбольных кольца. Причем футбол и баскетбол на одних и тех же территориях, при этом иногда обе битвы происходят одновременно… Вот по левому флангу несется щуплый хавбек, обыграл первого-второго… но нет… врезается в двухметрового великана и добродушного толстяка Радо, который тут с пацанами играет в баскетбол. Беда.
Еще у местных модно качаться. Здесь раньше была спортплощадка с брусьями, турниками… теперь город поднатужился и оборудовал два современных тренажерных майданчика (один — в Центральном парке), на которых можно крутить бедрами, животом, отталкиваться ногами и вращать руками, изгибаться и крутить педали. Это мило и популярно среди женщин, стариков и детей, но молодой накачанный момчето (пацан) не видит в этом большой пользы. Получается, что роль перекладины выполняет часть металлической конструкции с оторванной сеткой из ограды площадки, а для роли брусьев приспосабливают развернутые детали детского тренажера. Расположенная у стенки школы лестница для того, чтобы передвигаться по ней, держась руками, также мастерски используется для разных подтягиваний, отжиманий (один парень даже расположился горизонтально на высоте двух с половиной метров, уперевшись ногами в стену школы, и так отжимался).
Необычно смотрятся тренировки местной футбольной команды ФК «Созопол» на асфальтовом покрытии — большая скорость передвижения, единоборства, неминуемые столкновения, падения и травмы. В команде — двое моих знакомых ребят, они повзрослели и возмужали, достойно смотрятся на общем фоне. За две недели было две таких тренировки, перед контрольными встречами с Бургасом и Варной. (Черноморец Бургас и Спартак Варна). В остальное время площадка занята под футбол и баскетбол.
Мне удалось поучаствовать в четырех матчах, где местные играют в среднем по семь человек в команде, без вылетов, играют на время, примерно часа или полтора. В одном из матчей мы выиграли 19:6, в другом 12:5, мне было приятно забить два мяча, хотя я вперед практически и не совался, играл строго в защите. Ребята играют атлетично, много борьбы, отличная физическая подготовка у многих. Приятно было встретить старых знакомых — Габриеля, Тодора, Янко, которых я знаю уже много лет.
Отдельно пару слов о детях. Когда не было взрослых матчей, я сыграл две-три игры с ребятами 12-17 лет. В общем такие же, как у нас — свои компании, свои лидеры, много шума, но все же, на мой взгляд, у них там что-то еще более энергичное сзади зашито, они все время какие-то возбужденные, орут друг на друга, ссорятся, всегда есть два-три заводилы, которые не дают другим покоя. В результате после десяти-пятнадцати минут идет переделка составов, ввод новых игроков и т.п. Я в результате в такие дни перешел на более предсказуемый баскетбол.
Баскетболом здесь занимается не так много людей. Есть и знакомые лица — вот Радо, с ростом 195 и весом хорошо за сотню кг, примерно моего возраста, он совершенно непробиваем и чрезвычайно опасен, я так и не помню, чтобы мы, играя с ним в одной команде, хотя бы раз проигрывали. В результате нас уже просили расставлять в разные команды, и в последний день мы выиграли. Другие ребята приходят эпизодически, играют средне, в целом очень доброжелательны.
5. Старый город. Рестораны.
Старый город начинается у Центрального парка и простирается от Порта до дальних скал, с сотнями старомодных и симпатичных домишек, которые так и просятся на полотно. Здесь можно часами мило расхаживать по умощенным булыжником улочкам, заходя в лавки и художественные галереи, любуясь на уродливых героев болгарских холстов — громилу рыбака и его подруги, всевозможные морские пейзажи и эскизы. Здесь несколько археологических музеев, с раскопками и какими-то амфитеатрами и колоннами. Не раз слышал, что вот дескать недавно нашли мощи кого-то из Библейских героев, что, впрочем, неудивительно для развития туризма в городе, чего только не найдешь.
В Старом городе меньше людей: за исключением самого начала улицы Кирилла и Мефодия, территории магазиньчиков, банков и пиццерий, в других местах люди передвигаются небольшими кучками, натыкаясь на небольшие мини-базарчики, где бабульки продают варенье, вышиванки, ну и понятно всякие украшения и сушеных крабов. Вдоль скалистого побережья, выходящего на Центральный пляж — больше активности. Рестораны здесь расположены вплотную, и разомлевшие от солнца туристы мирно покуривают кальян и едят себе кашкавал пане и патлажаны, запивая Бургаско бира.
Ветряная мельница — один из самых известных ресторанов в городе — удачно расположен на самом краю мыса, с прекрасным видом на остров Святого Ивана. Здесь летает много живописных птичек, значительно плещут волны и красиво плывут кораблики и эсминцы. Официанты в ресторане вышколены, подчеркнуто услужливы, всем своим видом напрашиваются на чаевые. Тем не менее здесь довольно мило, меню разнообразное, можно заказать и что-то изысканное, и цены не кусаются. Вечером играет живая музыка, и столы обычно заказывают заранее. Болгары любят шум и веселье. Стены ресторана украшены болгарскими одеяниями и предметами сельскохозяйственного труда.
6. Скалы в Старом городе.
За 9 посещений Созополя я только однажды жил в Старом городе, вместе с отцом, неподалеку от порта. В остальных же случаях я жил в разных районах Нового города. Несмотря на то, что Созополь — маленький городишко, который можно пройти вдоль за полчаса, а поперек — минут за 10-15, путь к Дальним скалам кажется неблизким, и за неимением конкретной цели путешествия или заманчивого пункта назначения в большинстве случаев представляется нецелесообразным. В отпуске — свое течение времени, свои порядки, и силы тоже приходится расходовать планомерно.
Для местных жителей и прежде всего мальчишек это — наиболее экстремальное и малолюдное, свободное от туристов место в городе, где можно попрыгать с 6-метровой и 15-метровой скал, половить мидий (и сдать их потом в ресторан за вознаграждение), побазарить с приятелями и просто устроить небольшой пикник. Сюда ведут две тропинки — одна у галереи, другая — за чередой ресторанов (причем здесь уже и ступеньки приделали).
На этих скалах водятся самые крупные крабы, и вереницы рыбок вальяжно плавают между уступов скал совершенно безбоязненно. Крабы, которые на пляже шуганы отдыхающим людом, здесь, завидя человека в маске, очень удивляются, и удирают не сразу, зачастую в открытую ползают под дну, не утруждая себя прятанием под камни. Я ловил их сачком, вытаскивал, фотографировал и снова отпускал на глубину, где они с полминуты мирно планировали обратно на дно, видимо, не веря своему счастью и не сразу осознавая, что вот это она, упущенная и снова обретенная свобода…
На этих скалах множество птиц, они ловят либо совершенно беспечных рыбешек, либо объедки, которыми их сполна потчуют сытые туристы. Я не знаю названия птиц, но часть из них — довольно крупные экземпляры.
7. Скалы в Новом городе.
С этим местом меня связывают самые теплые воспоминания. Сколько раз мы с местными мальчишками приходили сюда понырять и поиграть в «царь горы»! Мой приятель Митко, похоже, куда-то уехал из Созополя с концами, а вот Сашо я в этот раз однажды встретил, уже под конец отпуска — во время вечерней прогулки я заметил знакомую фигуру на мотоцикле. У Сашо — родственники в Архангельске, он говорит по-русски весьма прилично, лишь с небольшим акцентом. Он был рад меня видеть, сказал, что работает в гостиничном комплексе Дюни, неподалеку от Созополя — все пацаны пытаются найти работу на лето в туристический сезон. Так, я встретил одного из первых хозяев, у которого я останавливался в 2000 году — Стамата, и его сыновей Кирилла и Петра, оба работают в одной из новых гостиниц Созополя.
На скалы в Новом городе ведет неприметная тропа, через плато платного паркинга и элитный жилищный комплекс, построенный здесь несколько лет назад. Проходя вдоль холеных подъездов и вплотную припаркованных шикарных авто, следует занырнуть в щель между домами — и вот ты попадаешь в уютную бухту, любимое место многих из местных ныряльщиков. Здесь и удобная для прыганья в воду скала в два с половиной метра высотой (правда, следует отпрыгивать хотя бы на метр, ведь внизу сразу под водой — опасный уступ, и если подскользнешься — может прийти хана), и словно на заказ созданный естественный бассейн глубиной в один-два метра, где можно даже в шторм поплавать с маской и поиграться с крабиками, коих здесь немеряно. Чуть поодаль находятся высокие скалы, откуда заныривают более безбашенные искатели подводных приключений. Сюда приходят пацаны со снаряжением и большими кульками для рапанов, коих они сдают корысти ради в местные рестораны. Сюда приходят компании на пикник. Мой знакомый футболист объяснял мне здесь, что дыня по-болгарски называется «пъпеш».
Отсюда открывается замечательный вид на Центральный пляж и Старый город, отличная перспектива для фотографий!
8. Ропотамо — сувениры и дискотеки.
В каждом приличном городе должен быть свой Старый Арбат, или Андреевский спуск, или Дерибасовская, как вам угодно. В больших городах это место, где продаются самые яркие сувениры, люди шляются целыми днями с целью потратить деньги и насладиться колоритом города, в месте, являющимся его средоточием. В Созополе, в Новом городе, это улица Ропотамо (в Старом городе, пожалуй — аллея от Центрального парка до порта). Ропотамо идет от площади ресторана Черно море (место, которое легко обозначать в качестве опорного) до пляжа Харманите, откуда, поворачивая в сторону новых поселений, превращается в улицу ресторанов и дискотек.
В верхней части улицы целый день толпы идут от пляжа и к пляжу, по пути завтракая и обедая в ресторанах (например, ресторан Аргонавт), перекусывая палачинками (блинчики по-болгарски) и дюнер кебабами (шаурмой), останавливаясь у лавок «Все по одному леву», «Оптика», «Фототовары» и тысячи и одной лавки со всякими шмотками и пляжными аксессуарами. Понятно, что магнитики и открытки с видами города продаются на каждом углу и между ними. Магазины тут работают стабильно до 12 ночи, а иногда и позже. Перед отъездом я решил закупить шорты, возвращался с пляжа, и хозяин не разрешил мне их померять. Пришлось покупать кота в мешке, не примеряя (хозяин долго прикладывал сантиметр к моей пояснице и что-то высчитывал). Вернувшись в Киев, я обнаружил, что шорты на три размера больше, чем надо (моя мама их ушивала).
В нижней части города вечером можно неплохо погулять — здесь жизнь кипит. Около двух десятков ресторанов заполнили припляжное пространство. Во многих из них — живая музыка, можно встретить и волынщика. Кухня — болгарская, русская, сербская, японская. Во многих местах — аксессуары местного сельского колорита — разные мельницы, жаровни, даже телеги. Вот мужчина в женском платье зазывает в клуб «Харем», вот Усама Бен Ладен в атракционе зазывает закидать его яйцами (один бросок — один лев). Здесь и автоматы, измеряющие силу удара (однажды мой знакомый четырнадцатилетний мальчишка показывал мне, как выбивать максимум баллов правильным ударом — стоявшие рядом громилы только завистливо вздыхали, видя, как пацан выбивает вдвое больше баллов, чем они). Здесь и колесо обозрения, и тир, и паровозик, и батуты, и многое другое.
9. Порт.